Отличие кадетских классов от обычных классов

 

Отличие кадетских классов от обычных классов МОУ-СОШ№1 г.Маркса

Современные социально-экономические преобразования в стране, реформирование Российской армии, возрождение духовно-нравственных ценностей народа требуют воспитания человека новой формации: гражданина и патриота, личности образованной, культурной, мобильной, готовой к творческой самореализации, сотрудничеству, способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, обладающей высокими нравственными ценностными ориентациями, готовой осознанно обеспечивать национальную безопасность страны. 

Одним из эффективных путей решения этих задач является создание кадетских  классов, число которых ежегодно возрастает.

 Отличительные особенности построения процесса  воспитания в кадетских   классах

Кадетские классы - это классы, образованные в МОУ-СОШ№1 г.Маркса в 2012г. Учредитель -   Комитет  образования АММР.

Прием в кадетский класс осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) учащихся.      В кадетские классы принимаются мальчики и девочки с первого  класса.

К отличиям кадетских классов от других классов общеобразовательной школы  можно отнести, в первую очередь, атрибуты, свойственные кадетским классам. Это форма, знамя, эмблема, наличие документального кодекса чести, определенный порядок приветствия в начале урока, обращения к учителю, поведения на уроке в целом. К атрибутам можно отнести и клятвенное обещание, которое каждый кадет произносит при поступлении в кадетский класс. Каждый день в кадетском классе назначается дежурный, который дает команды кадетам в начале и конце урока, сообщает об отсутствующих и причинах их отсутствия. В процессе воспитания кадетов применяются специфические формы поощрения (благодарность личная; благодарность перед строем (классом); похвальный отзыв в письме к родителям; награждение ценным подарком; награждение похвальной грамотой  и наказания (вызов на Казачий круг, замечание, выговор,  снижение балла за поведение, вызов родителей (законных представителей) и предупреждение об исключении кадета из школы, исключение (отчисление) из кадетского класса. В качестве одного из самых  суровых наказаний за серьезные проступки применяется запрет на ношение формы.  

Особенности педагогической системы кадетских классов проявляются во всех ее компонентах. 

Целеполагание. Цель деятельности кадетских классов - воспитание гражданина, патриота своей страны. То есть кроме общеобразовательных функций обучение в кадетских классах несет в себе функции формирования общей культуры личности, подготовки к служению своей стране на гражданском или военном поприще, создания основы для осознанного выбора кадетом своей будущей профессии.  

Субъекты образовательного процесса.
Кадетов и детей из обычных классов обучают одни и те же учителя, в тех же аудиториях, по одинаковой программе. Учителя не проходили специальную подготовку по работе с кадетскими классами. Особенности этих классов учитываются формально, например, в форме построения и приветствия учителя в начале и конце урока. В некоторых случаях, к проведению занятий с кадетами привлекают офицера-наставника. Достаточно распространенной является ситуация, когда родители отдают детей в кадетский класс, так как не могут справиться с их воспитанием самостоятельно. Причины тому могут быть разные: трудновоспитуемость ребенка, плохое материальное положение семьи, сложная жизненная ситуация и др. В таких классах есть дети  из неполных семей, опекаемых, многодетных семей. Поэтому в кадетских классах особенно актуальна помощь социального педагога и психолога.  

2. Средства достижения цели. В кадетских классах эти средства более разнообразные, чем  в обычных.  Воспитательные мероприятия  спортивной направленности,  самоподготовка во внеурочное время, в ходе которой кадеты не только выполняют домашнее задание или готовятся к мероприятиям, но и посещают социальных партнеров, например, знакомятся с особенностями подготовки полицейских, пожарников и т.п. Достижению цели способствует и ношение кадетами формы, выполнение ритуалов, свойственных военным структурам, строевая подготовка, еженедельное построение, приветствие учителя .

Особенности организации учебного процесса и взаимодействия взрослых и детей. Взаимодействие педагогов (учителя-предметники, офицер-наставник, классный руководители, социальный педагог, психолог) и кадетов происходит гораздо чаще и в более разнообразных формах (военно-патриотические мероприятия, мероприятия города, района, области), чем в обычных классах, так как кадеты проводят в школе и послеурочное время, в рамках которого осуществляют самоподготовку (выполняют домашние задания,  готовятся к воспитательным мероприятиям, заняты разнообразной внеурочной деятельностью). Такая организации учебного процесса во-первых, способствует повышению успеваемости, развитию творческих способностей, расширению кругозора, профессиональной ориентации учащихся и, во-вторых,  позволяет эффективнее отслеживать нарушения в поведении, успеваемость, помогать в трудных жизненных ситуациях учащихся.

Анализ воспитательной работы в кадетских и обычных классах показал, что:

·        кадеты активнее  участвуют в городских, районных  мероприятиях военно-спортивной и военно-исторической направленности: спортивных соревнованиях, военизированных играх, смотрах и торжественных праздничных мероприятиях .

·        для кадетских классов характерен более насыщенный график учебно-воспитательных мероприятий, включающий классные часы на различную военно-патриотическую тематику.

Наблюдения показывают, что в кадетских классах дети усваивают определенные нормы поведения, свойственные воинской дисциплине, становятся более дисциплинированными, исполнительными и ответственными. Этих детей отличает умение мыслить четко, логично, конкретно, а также умение быстро реагировать на ту или иную ситуацию.  

Итак, в отличие от обычных классов общеобразовательных школ, кадетские классы обладают следующими особенностями образовательного процесса:

·        доминирование в организации воспитательного процесса военно-патриотического воспитания;

·        введение военной формы для учащихся, имитация военной организации жизнедеятельности в образовательном процессе;

·        выделение специального времени на самоподготовку в школе во внеурочное время и в связи с этим удлиненный учебный день;

·        усиленное внимание к военно-спортивной подготовке.

 

Дата последнего обновления страницы 26.05.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»